Консультация - "Развитие речи в старшей группе"
08 декабря 2016
КОНСУЛЬТАЦИЯ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Речь - является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную. В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
- Овладение речью как средством общения и культуры;
- Обогащения активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
В младшем возрасте в основном распространена ситуативная речь.
В средней группе речь – ведущее средство общения, как со взрослыми, так и со сверстниками.
В старшей группе дошкольник способен пересказать литературное произведение, составить сюжетный рассказ( по картинкам, об игрушке, из личного опыта), описать планирование предполагаемого проекта, привести определенные доказательства. Старший дошкольник хороший слушатель.
Возраст 5-6 лет – период, когда начинают достаточно ярко проявляться различия в уровне речевого развития детей, связанные с их индивидуальными особенностями, словарным запасом, способностью к речевому творчеству и другое.
Подготовительная к школе группа – период расцвета речевого творчества дошкольника. В старшем дошкольном возрасте появляется новый вид речи – объяснение. Старший дошкольник употребляет в речи простые и сложные предложения, высказывания с использованием прямой речи. К 6-7 годам дошкольник хорошо отличает гласные от согласных, различает глухие и звонкие согласные, свистящие и шипящие, твердые и мягкие, сонорные.
Большое значение для развития речи в старшем дошкольном возрасте имеют дидактические игры.
Дидактические игры:
- Игры путешествия,
- игры поручения,
- игры предположения,
- игры загадки,
- игры беседы и т. д.
Дидактическая игра характеризуется как форма обучения в игровой форме.
Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложена в названии игры. Например: игра «Кем он был раньше?». Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра. Игровые действия это не всегда практически внешние действия, когда нужно что-то рассмотреть. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминание ранее усвоенного – умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Основным из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер.
Руководство дидактической игрой воспитателем состоит в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач: в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интереса для детей, побуждают их к игре: в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.
Особую заботу воспитателя составляет создание (материального центра) игры; подбор таблиц, плакатов, игрушек, картинок, технических средств и т.д.
В ходе проведения дидактических игр я обращала внимание на ответы детей, добивалась ответа полным предложением. Воспитывала нравственное начало детей : элементы вежливости, доброты, умение оказать помощь нуждающемуся, а главное учила детей думать, мыслить , используя знания из наблюдений, опытов , рассказов, игр.
Игры по обучению грамоте были тоже не новы, но для некоторых детей -сложноваты. В основном дети справились с задачами, которые я поставила в дидактических играх.